Оформление корпусов

Лучшие образцы светской и духовной архитектуры подарили резьбе на доме три темы — византийскую, древнерусскую, старомосковскую — и дали корпусам названия и характер.

  • Византийский
  • Древнерусский
  • Старомосковский

На фасаде девятиэтажного здания царят орнаменты византийского стиля. Их источники находятся в странах и городах, входивших в сферу влияния византийской культуры. Хотя в бывшей Византии от фасадной резьбы и резьбы в интерьере сохранились лишь незначительные фрагменты, их мотивы использованы вместе с композициями, найденными в Греции и Сербии. Все они датируются 12—14 веками. Соединяются мотивы в сочетаниях, традиционных для памятников византийского искусства. На фасаде здания применяется шесть разных типов орнамента, а также орнамент для глухих ставней, двери и козырька двери — всего девять исторически достоверных мотивов.

Примеры византийских мотивов (крупнее)

Шестиэтажная секция украшена орнаментами по мотивам русского искусства домонгольской поры. Образцами для них послужили памятники периода Владимиро-Суздальской Руси: Дмитровский собор во Владимире, Рождественский собор в Суздале и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Эти постройки относятся к 12 — началу 13 веков, и в отдельных резных мотивах, которые используются на их фасадах, развиваются византийские традиции. В оформлении шестиэтажного корпуса также представлено девять видов орнамента: шесть мотивов на фасаде, орнамент на двери, дверном козырьке и на ставнях.

Примеры древнерусских мотивов (крупнее)

Четырехэтажный корпус «Гранатного, 6» демонстрирует стиль раннемосковского искусства рубежа 14 — начала 15 веков. Здесь развиваются мотивы, использованные во внешнем декоре Успенского Собора на Городке и Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, а также орнаменты на тканях, относящиеся к тому же периоду. Здание украшено шестью видами орнамента, типичного для эпохи раннемосковского зодчества.

Примеры старомосковских мотивов (крупнее)